Сибирские Кижи: прошлое и настоящее церкви Параскевы Пятницы в Барабанове
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Сибирские Кижи: прошлое и настоящее церкви Параскевы Пятницы в Барабанове

20 марта 2022

Рубрики:

История
20 марта 2022
Сибирские Кижи: прошлое и настоящее церкви Параскевы Пятницы в Барабанове

2022 год должен стать важной вехой в истории церкви Параскевы Пятницы в Барабанове — пожалуй, самой известной деревянной церкви Красноярского края. Храм, который иногда называют Сибирскими Кижами, начнут реставрировать. Энтузиасты годами старались поддерживать и осторожно ремонтировать церковь XIX века, но полноценная профессиональная реставрация ещё впереди.

Об истории появления в Барабанове своей церкви, её настоятелях и прихожанах, а также о современном состоянии храма — в материале портала «Город Онлайн».

Народная инициатива

 
Первые упоминания о деревне Барабановской встречаются в 1722 году. Краеведы полагают, что владельцем деревни был некий Барабанов или человек по прозвищу Барабан. К концу позапрошлого века название «Барабановская» сокращается до «Барабаново», именно под таким именем деревня известна сегодня.

Основная масса населения прибывала в эти края в числе вольных переселенцев. Есть версия, согласно которой в деревне Барабаново проживали выходцы с русского Поморья, которые ехали сюда на промысел. Эта версия объясняет архитектурную схожесть барабановской церкви с карельским деревянными храмами.

262b141s-1920.jpg

Фото: a.d-cd.net

Около первой четверти XIX века в деревне Барабановской и окрестных поселениях (Шиверская, Карымская, Додоново) возводились часовни, чтобы крестьяне могли там молиться. Однако в часовне нельзя было совершать главное христианское богослужение — Божественную литургию, там не причащали, не крестили и не венчали. Поэтому жители деревень отправлялись в храмы в соседние населённые пункты, преодолевая большие расстояния по распутице и бездорожью. Крестьяне жаловались, что многие из них не имеют возможности посещать храм даже в большие праздники, не говоря уже о других днях. Привезти священника тоже было затруднительно. Назрела необходимость строительства своей церкви.

24 февраля 1852 года в деревне Барабановской собрались представители четырёх селений и написали прошение епископу Томскому и Енисейскому Афанасию (Соколову). В нём они просили разрешения построить в Барабановском селении деревянную однопрестольную церковь на каменном фундаменте во имя святой мученицы Параскевы Пятницы и образовать новый приход.

Просьба селян была удовлетворена. Ответственным за строительство новой церкви стал житель Барабановской деревни Николай Стефанович Черкашин. Он не знал грамоты, но был полностью в курсе делопроизводства, сам участвовал в строительных работах.

В 1800 году император Павел I запретил строить деревянные храмы. Спустя 35 лет этот запрет был снят, но по всей России деревянные храмы уже стали уступать место каменным. Однако в Сибири деревянное зодчество оставалось актуальным: в XIX веке это было дешевле, чем строить каменные храмы, да и отапливать холодными сибирскими зимами деревянную церковь было проще.

BlkfoYWdJio.jpg

Фото: vk.com/hram_v_barabanovo

Строительство

 
Церковь строилась на пожертвования. Расходы на содержание будущего церковного причта, то есть священника и псаломщиков, пропорционально раскладывались на все домохозяйства, составляющие новый приход.

На строительство церкви Параскевы Пятницы было собрано 7200 рублей. Около 700 рублей из этой суммы пожертвовали жители прихода. Хотя деревни, включённые в приход, были совсем не богаты: там не было ни золотоносных приисков, ни фабричной промышленности, ни крупной торговли. Большие суммы на строительство выделяли представители фамилии Черкашиных: в то время как среднее пожертвование составляло от 1 до 6 рублей, они вносили по 14, 20 и даже 50 рублей — серебром или хлебом.

1500 рублей на строительство храма внёс купец Иван Иванович Токарев, который с 1882 по 1884 год был главой Красноярска. Занявшись купеческой деятельностью, Токарев финансировал Частоостровскую церковь, где состоял церковным старостой. Потом всю жизнь жертвовал большие деньги на строительство храмов, училищ и приютов.

13 июля 1853 года окончательно определились и с местом строительства храма. Из требований к любой церкви в то время указывалось, что она должна возводиться на возвышении, в красивом месте и поодаль от жилых домов и построек, чтобы обезопасить храм в случае пожара.

15 августа 1856 года был совершён чин на основание храма, то есть его закладка. Архитектором был приглашён Яков Михайлович Набалов. Подрядчиком в строительных работах был Матвей Сажин — этот человек был известен не только в строительной сфере: он способствовал появлению в Красноярске начального образования для сирот и бедных. На собственные средства в 1863 году он построил первую в Сибири школу всеобщего образования.

Параллельно со строительством церкви велось служение настоятеля и диакона на новом приходе. Настоятелем барабановской церкви был назначен 24-летний священник Евфимий Ситников, диаконом — 26-летний Дмитрий Мухачев.

C37x-V_GcrE.jpg

LQio6AJ-RX8.jpg

Фото: vk.com/hram_v_barabanovo

В 1857 году церковь была построена, а также завершились внешние работы. 2 мая 1858 года была проведена приёмка готового к богослужениям барабановского храма, 16 августа храм был освящён протоиереем кафедрального собора Красноярска Василием Касьяновым. В будущем этот священник не раз приезжал в Барабаново, с настоятелем Евфимием Ситниковым у него сложились добрые отношения.

После постройки церкви Параскевы Пятницы барабановская часовня, которая была возведена ранее, простояла совсем недолго: из-за пожара в расположенном рядом с ней доме она сгорела до основания 19 мая 1858 года.

До революции

 
В 1860-е годы барабановский храм процветал: посещавшие его епископ Никодим (Казанцев) и благочинный Алексей Угрюмов отмечали, что церковь построена на совесть, хорошо украшена, прихожане религиозны и «нравственности доброй».

Первый настоятель барабановской церкви, отец Евфимий Ситников, возглавлял приход 37 лет. В последующем священники не задерживались так надолго и служили в среднем 4–7 лет. Это были: Михаил Покровский, Никифор Миронов, Александр Аристархов и Павел Виноградов, который застал на приходе советскую власть.

Дом для настоятеля барабановского прихода был скромным — про него писали, что он был «весьма неудобен, ветхий, холодный». Вместе с батюшкой в доме проживала его семья — а семьи у священников обычно были большие. Барабановские священники не исключение: у них было по 5–7 детей.

При барабановской церкви была открыта одноклассная церковно-приходская школа: по разным данным, это произошло в ноябре 1863-го либо в январе 1864 года. Ситников, несмотря на свою малообеспеченность, пожертвовал на её учреждение личные деньги. Главное внимание на школьных занятиях уделялось Закону Божию и русскому языку. Ещё были такие предметы, как церковное пение, чистописание и церковнославянский язык. Численность учеников в разные годы варьировалась от 11 до 31.

На приходе всегда отмечали церковные праздники. Причём у каждой деревни были, помимо главного христианского праздника, Пасхи, и престольного, Параскевы Пятницы, свои любимые даты. Так, жители Барабанова особо чтили Девятую пятницу после Пасхи, Преображение Господне и день Михаила Архангела.

7bcd660a0b5c637a2250c6c8f028a1a5.jpg

Фото: rasfokus.ru

В конце XIX века в отчётах священников и благочинных стали чаще попадаться замечания о падении нравственности в народе. Духовенство пыталось понять, отчего это происходит, — назывались такие причины, как умножение ссыльных поселенцев, питейных заведений и золотых приисков. Последние отвлекали народ от земледелия, удаляли их от семьи и Церкви. Кроме того, стремительное развитие промышленности и торговли в России на рубеже XIX и XX веков постепенно разрушало традиционный уклад жизни и традиционные ценности. Приближалась революция.

После революции

 
Информации о постреволюционной жизни барабановской церкви сохранилось немного. Церковные ведомости и журналы больше не велись.

В 1922–1923 годах проводилось изъятие ценного (с точки зрения властей) церковного имущества под предлогом помощи голодающим, в том числе оно было изъято и у барабановской церкви. Изымались чаши и лжицы, то есть ложечки для причастия, дискосы (специальные блюда, используемые во время литургии), ризы с икон, кресты, кадила и многие другие предметы. Всего у Параскевской церкви тогда изъяли почти 13 килограммов ценностей.

23 июля 1935 года Красноярским краевым исполкомом было выпущено постановление о ликвидации Барабановской церкви. В тот же день было закрыто ещё несколько церквей — Худоноговская, Дрокинская, Овсянская, Бархатовская. Текст постановлений полностью совпадает, различается лишь номер и название церкви. Причиной закрытия указаны распад религиозной общины и то, что в течение двух лет «никаких религиозных обрядов не исполняется и молитвенных собраний не проводится». Позже советская власть устроила в барабановском храме склад зерна.

Оставшееся церковное имущество после закрытий храмов изымалось, и дальнейшая его судьба была зачастую неизвестна. Причём прихожанам даже не позволяли забрать в свои дома иконы, ранее пожертвованные ими же. Конкретно про имущество барабановской церкви сведений не сохранилось.

Есть информация, что службы в барабановской церкви окончательно прекратились лишь в 1950-е годы, то есть спустя 20 лет после официального закрытия. Возможно, люди просто приходили в храм помолиться — хоть и без икон, но среди родных, расписанных ликами святых стен.

В 1980 году Барабановская церковь была признана объектом культурного наследия регионального значения. Спустя шесть лет состоялась первая экспедиция в Барабаново красноярской летней школы. Она положила начало восстановлению Барабановской церкви силами энтузиастов. Они стирали со стен надписи вандалов, ремонтировали крышу, перестилали пол.

В 2003 году церковь была освящена. В 2016 году её настоятелем стал священник Алексей Язев.

Барабановская церковь сегодня: реставрация и большие планы

 
В октябре 2021 года губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что государство выделит деньги на реставрацию церкви Параскевы Пятницы в Барабанове.

Силами и деньгами неравнодушных людей многие работы проводились и ранее: заменяли подпорные балки, укрепляли ветхие стены, обновляли кровлю, привезли новые колокола. Но полноценной реставрации, на которую, по подсчётам активистов, необходимо порядка 60–80 миллионов рублей, не проводилось. Теперь же процесс запущен.

Алексей Язев, настоятель церкви Параскевы Пятницы в Барабанове:

«Действительно, несколько лет назад были проведены срочные консервационные противоаварийные работы, но это не реставрация. То есть силами неравнодушных людей мы предотвратили физическую утрату памятника — он не сломался. Реставрация — это научно-производственный процесс. Это весьма затратная штука, и заниматься ей должны профессионалы. Ни я, ни компания моих соратников — не профессиональные реставраторы. Поэтому вполне естественно, что сейчас никаких реставрационных работ не ведётся. Но идёт подготовка к началу этих работ».

QboCSdATk_Q.jpg

Фото: vk.com/hram_v_barabanovo

По словам настоятеля, любые действия на объекте культурного наследия сопровождаются огромным количеством разрешительной документации. Нужны сметы и комплекты научно-проектной документации, проверенные и заверенные госорганом, лицензии на производство работ и так далее. Подготовка этих документов по всем регламентам занимает много времени. Есть надежда, что в ближайшем будущем начнутся торги, на которых в течение 90 дней будет определён подрядчик. К осени отец Алексей надеется уже на начало самих реставрационных работ.

Алексей Язев, настоятель церкви Параскевы Пятницы в Барабанове:

«Подобного проекта в истории красноярской реставрации ещё не было. Да, реставрировали каменные храмы в Енисейске, есть опыт восстановления и исторического квартала, и архиерейского дома в Успенском монастыре. Но храм в Барабанове — совершенно отдельная история, и здесь очень важно провести подготовку должным образом. Работа ведётся, хоть её и не видно».

03AVsAgnlZ4.jpg

Фото: vk.com/hram_v_barabanovo

Помимо реставрации самого храма, планируется также облагораживание прилегающей территории — перенос электросетей, прокладка асфальтированных дорог, устройство парковок, создание причала. Это место уже сегодня привлекает людей со всей России и даже мира своей особой духовной атмосферой. В будущем посещать его будет проще и удобнее.

Фото обложки:
@mike_bazhenov

Рекомендации

Сквозь века и гонения: история Покровского кафедрального собора

Экскурсии

Экскурсии

Путешествуй по городам России и мира и открывай интересные места