Режиссёр Антон Ботов: как бросить всё, переехать в Красноярск и снять фильм без бюджета
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Режиссёр Антон Ботов: как бросить всё, переехать в Красноярск и снять фильм без бюджета

14 октября 2022

Рубрики:

ЛюдиТворчество
14 октября 2022
Режиссёр Антон Ботов: как бросить всё, переехать в Красноярск и снять фильм без бюджета

Антон Ботов — музыкант, светотехник, сценарист и режиссёр с медицинским образованием. Вдохновившись Красноярском, он написал сценарий и снял свой первый полнометражный фильм на голом энтузиазме. Портал «Город Онлайн» поговорил с Антоном Ботовым о любимых кассетах, детстве в Лесосибирске и творческом пути.

Социальная сеть: vk.com/dr.antonyhunter

Рокер из Лесосибирска

 
Так или иначе творчеством я начал заниматься ещё в подростковом возрасте. Первым опытом была своя рок-группа. В то время в Лесосибирске их было много — ребята играли довольно жёсткую музыку, в сравнении с которой наша готика, смешанная с панк-роком, казалась легковесной.

Мы не записывали альбомов — так, пару демо — и ни разу не выезжали на концерты. Всё время выступали в Лесосибирске. Даже струны мы заказывали тем, кто периодически бывал в Красноярске.

5937.jpg Фото: vk.com/dr.antonyhunter

Группа просуществовала несколько лет, потом интерес пропал. Я поступил в медицинское училище, но это мне не пригодилось. В Лесосибирске толком больше не на кого учиться, а хоть какое-то образование надо было получить. Конечно, можно было поехать в большой город, но для этого нужны были деньги. У меня их не было.

В училище я решил снимать фильмы. Купил свою первую кассетную камеру, записал несколько короткометражек и даже поучаствовал в одном конкурсе.

Короткий метр

 
Конкурсная работа была посвящена Дню святого Валентина. Этот ролик попросили снять студентки енисейского колледжа — им просто нужен был человек с камерой. В результате короткометражку единожды показали на фестивале — этим её история закончилась.

Второй короткий фильм — это остросоциальный документальный ролик об актуальных на то время событиях в Лесосибирске.

Третий — псевдодокументальная кинокартина «Как записать сон на видеокассету». Якобы в подпольных лабораториях проводят эксперименты и записывают об этом интервью. Кажется, теперь это жанр называют «Мокьюментари». Я торопился снять последний ролик, хотел отправить на фестиваль, но его не взяли. Сразу после выхода видели «Сон» только актёры. После съёмок этих роликов прошло какое-то время, я обзавёлся семьёй и забросил творчество лет на шесть. Это не было затишьем — просто ничем не занимался.

Для меня творчество — придумывать что-то самому. Это не то, что кто-то пришёл, дал мне инструмент и сказал: «Поиграй».

Несколько лет я проработал художником по свету в театре Лесосибирска. С одной стороны, это тоже творческая профессия, но в ней себя не реализовывал.

Переломный момент

 
Всё поменялось, когда в 2015 году я запустил проект TeplovisoR. Это была электроника на синтезаторах и виджеинг (демонстрация авторского визуального ряда в такт музыке. — Прим. ред.).

Более точного определения дать не могу. Для людей — я просто включал музыку через процессоры. Позже этот проект перерос исключительно в музыкальный. В моей команде были девушки на бэк-вокале и люди, которые помогали записывать сэмплы.

Было время, когда я устраивал целые шоу. Например, на городском празднике в Енисейске. Перевёз TeplovisoR в Красноярск и много выступал здесь.

5925.jpg Фото: vk.com/dr.antonyhunter

Сейчас я эти технологии не использую: команда распалась, а одному устраивать процесс очень сложно. Нужно ведь не только подготовиться к выступлению творчески, но ещё и установить и настроить оборудование.

Наверное, надо быть популярным, чтобы на организацию и подготовку к шоу давали дополнительное время.

Честно говоря, у меня и интерес к этим выступлениям пропал. Изредка могу согласиться поиграть, если хорошие люди просят, — например, на день рождения.

Про переезд и первый шаг

 
Все друзья уехали из Лесосибирска, я остался один. Играю один, снимаю один, выступаю один. Абсолютно безвыходная ситуация. Делать в городе было нечего.

Приехал в Красноярск, сходил на местные выставки, послушал музыкантов. Мне очень понравилась творческая обстановка, и я понял, что раньше такого нигде не встречал. Здесь столько талантливых людей.

5924.jpg Фото: vk.com/dr.antonyhunter

Сначала друзей у меня здесь не было, но, выступая как TeplovisoR, познакомился с ребятами из творческой тусовки. Естественно, что в этой атмосфере я вдохновился и подумал, что стоит вернуться к киноискусству. Не знал, что снимать. У меня были кое-какие черновики, на основе которых я планировал снять ситком. Даже придумал и расписал персонажей.

Хотел снять пилотную серию, но потом подумал: «Нафиг нужен этот ситком, его никто не будет смотреть».

Вспомнил, что где-то в закромах есть наброски сценария фантастического фильма, но там не было персонажей. Два сценария я объединил — поместил героев ситкома в постапокалиптический мир будущего фильма.

Бабах — и сразу всё пошло: и характеры, и диалоги, и описание антуража.

Первый акт сделал за несколько недель и побежал по тусовкам с предложением снять настоящее кино.

NOVUM CORPUS

 
Нашёл. Повесил дома хромакей, купил свет, позвал ребят.

Я устроил небольшой кастинг, но, по сути, все, кто пришёл, априори были утверждены. Когда съёмки начались, желающих сняться стало больше, особенно просились в массовые сцены. При этом собрать людей было сложно, особенно когда после пандемии народ вышел на работу.

Я боялся, что всё сорвётся. Под конец всё и срывалось. Мы составили график свободного времени, пытались под него подстраиваться. Я дописывал третий акт, переписывал сцены, сокращал, упрощал.

5933.jpg

Большую часть снимали у меня дома. А когда наступило коронавирусное послабление, сняли летние сцены под мостом. Монтаж растянулся почти на год. А весь съёмочный процесс занял около двух лет.

Что хотел сказать автор?

 
NOVUM CORPUS — это ужасы, драма, сюрреализм и фантастический реализм одновременно. Действие происходит в недалеком постапокалиптическом будущем. Два брата, один из которых страдает пограничным состоянием сознания, едут через пустоши, где встречают необычных попутчиков: адептов киберфеминизма, загадочную девушку с симптомами зомби-вируса и других. Каждому из них предстоит пересечь черту этого мира и попасть в новую реальность под названием «Зона Комфорта».

Когда я писал сценарий, про вирус и речи ещё не было. Не знаю, откуда это пришло мне в голову.

5934.jpg Фото: vk.com/novumcorpus

Для того чтобы понять, о чём фильм, надо сказать о том, как я отношусь к жизни. Мои персонажи — собирательные образы. Я сам не придерживаюсь ничьих позиций. Могу посмотреть и послушать кого-то, но останусь при своём мнении.

Считаю, что в мире нет причинно-следственных связей и придуманы они только для того, чтобы нам было легче жить.

Например, раздаётся звук в раковине — упала капля. Кто-то объясняет это тем, что не был закручен кран, а я думаю, она и так упасть может, сама по себе.

Весь этот бред и хаос хотел отобразить в фильме. И вовсе не думал сказать, что кто-то лучше или хуже.

5936.jpg Фото: vk.com/novumcorpus

Первый показ

 
Фильм показали в Доме кино. Договориться было легко — я там работаю киномехаником.

На премьеру пришли примерно 150 человек. Я волновался, потому что на этапе монтажа перестал ощущать героев, диалоги, шутки: не мог их оценить со стороны, а соответственно не знал, как отреагируют другие. Но уже на показе понял, что могу смотреть фильм через зрителя.

Я сел позади всех и наблюдал за реакцией. И где запланировал шутки, люди действительно смеялись, в жуткие моменты — замирали.

5926.jpg Фото: vk.com/novumcorpus

Самым страшным для меня было бы разочарование людей, которые снимались в фильме, но этого не произошло.

Думаю, в итоге всё прошло успешно. У фильма даже были сборы. На сцену я поставил коробку для донатов. Хватило как раз на after party.

А вот бюджета у фильма не было вообще. Если честно, только во время съёмок мне объяснили, что это такое.

Я думал, что бюджет — это купить актёрам квас. Но оказалось, что бюджет — сумма, которую вложили инвесторы. Такого не было.

Фильм хочу показать на фестивале и дальше снимать другие работы. Уже есть одна схема и концепция, но, как и когда это будет реализовано, пока не знаю.

Собирать деньги на NOVUM CORPUS не планирую. Это делалось не ради заработка.

5927.jpg

Вернуться в детство

 
Маленьким я очень любил смотреть фильмы. Особенно фантастику. Помню, спрашивал у взрослых, как это всё делается. Мне рассказывали, что есть режиссёр, который снимает фильмы, и есть сценаристы, которые пишут диалоги.

Я захотел стать и тем и другим одновременно, но мне сказали, что так нельзя. Тем не менее детская мечта — творить и воплощать — сохранилась, ведь мир вокруг такой интересный.

Когда ты живёшь в небольшом городе, где, кроме пятиэтажек, дворов и гаражей, ничего нет, видеокассеты с «Терминатором» — на вес золота. Ничего дороже в моей жизни не было.

Любимая кассета каждый год менялась. Когда-то это был фильм «Маска». Я смотрел его каждый день, пока не затёр до дыр. Ещё очень любил «Кошмар на улице Вязов».

5931.jpg Фото: кадр из фильм «NOVUM CORPUS»

Родители смотреть ужасы не запрещали. Это сейчас к воспитанию другой подход: мамы и папы боятся, что психика у детей «поедет».

У меня у самого дочь 12 лет. Если бы я увидел, что она включила фильм про Фредди Крюгера, сел бы с ней рядом, и мы бы посмотрели «Кошмар» вместе.

Рекомендации

Саня Закиров: «Моя цель — как можно меньше бесить людей»