Фотограф Марк Гайдаш: «Мне нравится, что можно всему научиться»
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Фотограф Марк Гайдаш: «Мне нравится, что можно всему научиться»

03 ноября 2022

Рубрики:

Творчество
03 ноября 2022
Фотограф Марк Гайдаш: «Мне нравится, что можно всему научиться»

Марк Гайдаш — человек-оксюморон, фотограф по случайности, петербуржец из Красноярска, задорный меланхолик, наставник и молчаливый блогер. Ищет себя через людей, философствует и стоит на гвоздях. Как несочетаемое сочетается внутри одного человека, выяснил «Город Онлайн».

Соцсети: vk.com/mark89

Случайный кадр

 
Учился я в СФУ на инженерно-педагогическом факультете, но по специальности не работал — увлёкся фотографией. Постепенно — лет за пять, наверное, — от любительского уровня перешёл к профессиональному.

В какой-то момент сильно увлёкся стрит-фотографией. Это люди в городской среде: ловишь интересные моменты и снимаешь. Тут важно не путать с репортажем, где главная цель — донести информацию, описать событие, задокументировать. В стрит-фотографии важно выхватывать момент и настроение.

Стрит-фотография — это человечки такой-то яркости, таких-то форм и цветов, из которых получается сформировать композицию.

RhOnU6Eie0E2yfJNGSVGH5MvSzsJfqIERDY-xc404Iw1Q2Uno0HMRn20HrxO4_H1cTFmWZKcMKKJCo26aekoygys.jpg

Сейчас я в основном снимаю портреты и что-то для контента в блог. Что до стрит-фотографии, она стала больше уходить в нечто абстрактное. Теперь мне мало просто участвовать в каком-то событии. Внутри него я ищу интересные формы, их связь, взаимодействие. Уверен, что это связано с глубокой потребностью в рефлексии.

Поиск, нахождение, сочетание форм, их воплощение на фото для таких людей, как я, — это погружение в себя. Я делаю сотни снимков, а потом безжалостно удаляю те, что считаю не особенно удачными.

Про блог и рефлексию

 
Окружающие считают меня человеком весёлым, но на самом деле довольно часто меня захлёстывает меланхолия и я практикую погружение в себя. По большей части рефлексия имеет выход в фотографии, но в последнее время я всё больше стал увлекаться текстами — веду блог в соцсетях. Задолго до формирования поста у меня возникают какие-то мысли, появляются идеи, я их анализирую и выплёскиваю.

Мысли творческого человека, который постоянно о чём-то думает, достаточно хаотичны. В блог выплёскиваются рассуждения, результат размышления.

Признаюсь, аудиторию я использую, чтобы пообщаться с самим собой. Поговорить вслух. Общение может быть и обоюдным — через комментарии, но это редкость. Вообще, я не стремлюсь к диалогу и, более того, стараюсь его избегать. Конечно, периодически отвечаю людям, но по большому счёту примерно 90% обратной связи для меня не представляет особого интереса.

Не потому, что люди плохие или я считаю себя выше других, хотя не без этого: доля снобизма во мне есть, признаю. Причина скорее в том, что для меня конечным результатом рефлексии является само по себе написание поста, съёмка фотографии и публикация. Дальше я уже не смотрю. Для меня блог — это доведение рефлексии до финального этапа.

Иногда я затрагиваю какие-то острые темы, и в такие моменты очень интересно наблюдать за реакцией. Среди читателей всегда находятся люди, которые тебя любят и полюбят ещё больше, или, наоборот, те, кто никогда не любил. После прочтения поста это чувство либо усугубится, либо станет противоположным. Это просто игра. Но мне в любом случае приятен отклик.

Я творческий человек, и одна из моих ключевых потребностей — внимание. Каждый комментарий, даже негативный, — это прикольно.

Для исследования себя у меня есть куча инструментов — фото, блог, преподавательская деятельность, организация мероприятий. В связи с этим знакомые часто шутят: «Марк, а ты точно фотограф?».

G_twZWnbf4US_cUfkH6FBxG-k22B05419rzNPzbZ1aJh18aZCm3H0cbnJPKD1ogkciKOKCmk.jpg

Философия общения

 
Несколько лет назад я стал изучать разные приёмы для коммуникации, НЛП и тому подобное. Сейчас могу сказать, что неплохо разбираюсь в том, как строится общение между людьми и с самим собой.

Прикол в том, что это не тайные знания. Мы все так или иначе применяем психолингвистические практики. Либо осознанно, либо нет. Я не делаю перед людьми какие-то супержесты руками и ногами, чтобы «прочитать» их.

Да и вообще, если вы решите увлечься подобной наукой, не пытайтесь в первые несколько лет делать категоричных выводов о людях. Человек — это сумма каких-то перипетий, опыта, и пытаться типировать — значит, ограничивать себя в познании этого человека.

Общаться со мной не опасно, но люди довольно часто негативно воспринимают чужую способность считывать. Вроде: «Стрёмно, что меня тут используют для практики».

mUOgLaqHJ7p0JacYfxentDAsluSpe5JxN20vTYGpiZbLxaEO6hIODwroPG3XS1bNAp9yvP3FCEoZPYYPbie4iGt3.jpg

Сама по себе коммуникация нейтральна. Важно лишь, хороший ты человек или нет. Это как молоток в руках убийцы и в руках плотника — инструмент, который может или уничтожить, или построить дом.

Нужно определиться, кого в тебе больше — плотника или убийцы. И это ещё один повод покопаться в себе.

Кто ты по жизни

 
Сейчас я как раз занимаюсь самоопределением. Раньше был только фотографом, а в последнее время много чего нахватал. Например, собираю народ на фотодвижи. Мы находим офигенные локации, офигенных моделей, собираем кучу инвентаря, техники и устраиваем творческую фотографическую вакханалию. Если называть прилично — это пленэры.

Ещё я пишу, преподаю, занимаюсь маркетингом и коммуникациями. Недавно пошёл на бокс, а когда-то играл на варгане. Теперь это всё надо как-то собрать в кучу. Самопозиционирования мне очень не хватает, и иногда сам не понимаю, чем всё-таки занимаюсь.

То, что было раньше, уже неинтересно, а чем заниматься дальше — ещё не понятно.

KkUuOtVeljXiG3HCGWOPJAoLu8q4zH3doDMEG1h_KNFe2PZGGwGsj0iYbkzujpZgYH7UZO6YWBlDOGA6LCvQNLm1.jpg

Мне нравится, что сейчас можно всему научиться, освоить любые навыки. Я беру то, что интересно в моменте. Но большой минус — так же быстро всё это оставляю. Мне гораздо проще переключиться на что-то новое, чем качественно завершить что-то начатое. И в последнее время это стало меня беспокоить.

Скульптор берёт камень и оттачивает его до идеала, а я беру камень, начинаю оттачивать, потом вижу ещё какой-то камень, бросаю предыдущий и хватаюсь за новый.

Человек, по сути, тот же камень — интересный проект для самого себя: убеждения, ценности, стратегии. Их нужно обтёсывать.

В некоторых ситуациях должен быть какой-то внешний рычаг, который на тебя давит и хочешь не хочешь — надо делать.

Танцы на гвоздях

 
Одна из последних практик, которой я увлёкся, — стояние на гвоздях. И это история не о том, как я пришёл к гвоздям, а о том, как гвозди пришли ко мне.

exbi8-3M2ZNIH_Q53awRfJzBRge4RbRVuuomdm3urk4KpcgRNm8a2v8eh95NrRLOpoeQaxnjqWUolWGnMYpB9uHL.jpg

Я приехал в Красноярск из Санкт-Петербурга снимать свадьбу знакомого и встретился с давним другом. Мы решили пойти в горы, и он спросил: «А не взять ли гвозди?». Я согласился. Попробовал, и мне понравилось сразу же. Понял, что это способ познать себя через тело, а не через мышление.

Стоять на гвоздях нелегко: когда в тебя вонзается куча острых предметов — это больно. Но это метод изучить своё реагирование на стресс, так что попробовать определённо стоит

Я, например, сначала орал. Потом на гвоздях вся экспрессия стала пропадать, я успокаивался и замолкал. А после начиналась какая-то дичь — кувыркания, вопли, смех.

Эту практику я из родного города привёз в Питер и здесь сам ставлю людей на гвозди. Летом и в тёплую погоду мы устраивали вылазки на улицу, в холода — стоим дома. Но мне бы хотелось, чтобы много людей в одном красивом месте могли погрузиться в себя, а потом выплеснуть все свои эмоции. Для этого бы идеально подошёл флешмоб на Невском проспекте.

E1LspDXXN21mW-w5mBN4EiDIA9w6EMtzDNLD4FyxKcjOA_aRj6JuHPgd2QbwSsPfmUvsSufRQLrGojioHUpeqmdg.jpg

Про переезд

 
Я стараюсь легко относиться к разным стрессам в жизни. Да переезд в общем-то стрессом и не стал. У меня не было такого, что я приехал в Питер и вдруг как-то расцвёл. Может, даже наоборот.

К смене города я отношусь без излишнего фанатизма и каких-то романтических чувств: переехал и переехал.

Да, возможно, здесь немного по-другому получается снимать. И после переезда я стал больше развиваться в направлении стрит-фотографии. Да, это хорошо влияет на моё творчество, но иногда я скучаю по сибирской природе: очень люблю горы, и в Северной столице мне их не хватает. В этом году получилось съездить в Красноярск и напитаться сибирской энергией. Теперь будет легче жить и творить.

Рекомендации

Алексей Сенченко: «Профессия художника сложная и оплачиваться должна хорошо»