Основатель центра современных искусств «Ядро»
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Элина Гусарова: «Практически всем вещам, которые умею делать хорошо, я училась „на поле боя“.

27 ноября 2022

Рубрики:

ТворчествоЛюди
27 ноября 2022
Элина Гусарова: «Практически всем вещам, которые умею делать хорошо, я училась „на поле боя“.

Элина Гусарова — художник, фотограф, заядлая столбистка и путешественница. Бросила красноярскую архитектуру ради московской режиссуры, но осталась на родине и занялась кураторством комьюнити художников. Стала инициатором, создателем и рулевым первого в Красноярске независимого арт-пространства «Ядро». Про управление творческим хаосом Элина Гусарова рассказала «Городу Онлайн».

Соцсети: vk.com/elllevvv

Про творческий бульон

 
Мне 24. Я пошла учиться на архитектора, так как эта профессия казалась универсальной — сочетающей творчество и практичность. Такой синтез помог поставить голову на место, научиться управлять творческим хаосом, и эти навыки до сих пор со мной.

На третьем курсе я решила покорять Москву и ушла с архитектурного факультета, чтобы поступить на режиссуру кино.

Архитектура и режиссура — схожие штуки, обе профессии смыслообразующие. Именно этот критерий деятельности для меня важен.

Всё поменялось после знакомства с крепким культурным бульоном столиц, которого остро не хватало дома. Театры, арт-пространства, кластеры, галереи, музеи — всё это окончательно укоренило желание менять жизнь, однако звëзды решили иначе. Сошлось много разных обстоятельств, которые оставили меня в родном городе.

GdpQZ3hS4OeBMRHHQIUc6-S6l0cXP9x_ENBt1LKSvVWTL7qbQDf1_9e5luJJYTiHQBMHQUADdTeyHHVJybC1bvb7.jpg

Я мультидисциплинарный художник и всю жизнь занималась каким-то творчеством: могу себя проявлять в разных визуальных искусствах.

Сейчас меня буквально разрывает между кураторством, личным творчеством, предпринимательством, но если говорить сугубо о проявлении себя в искусстве, то предпочитаю фотографию. Она со мной с малых лет.

Про фотографию

 
Фотографии я не училась, это была самостоятельная практика. Как я пришла к этому виду творчества, не объяснить рационально — просто так сложилось.

Постоянно снимала. Сначала на телефон, потом мне подарили фотоаппарат. Я всегда вела довольно активную жизнь — занималась спортом, много путешествовала. Меня мотало по миру, и везде я чувствовала физиологическую потребность в документировании реальности. Когда-то даже хотела работать в National Geographic, но потом появились другие цели.

Мир вокруг удивлял, и я пыталась его запечатлеть. Как и в любом искусстве: когда делаешь, потому что не можешь не делать.

6zUqFp4QwJX6HCljocxWE9kn7qxj8R0tQo9AlLfflea7yAieMclc1QiprSoib6_ACTHC1c0ARfvwc9r3lkrKjSw9.jpg

Со временем я стала больше осмыслять своё творчество, смотреть на то, как снимают другие, пыталась найти собственный подход — и пришла к более глубокому взгляду на фотографию: она стала визуальным языком, на котором я могу говорить. Если раньше у меня были более созерцательные снимки с функцией памяти, то теперь это перешло в разряд рефлексии, авторской мифологии, попыток осознания реальности, внутренних процессов.

Про мистику и реальность

 
Я занимаюсь исследованием темы балансов и двойственности мироустройства на примере отношений человека и природы. С одной стороны, природа выступает как проекция внутреннего ландшафта души, с другой — как воплощение божественного и сакрального. Всё это близко феномену эскапизма, поиску внутренней свободы.

Я люблю проявлять невидимое: много работаю со светом, который не увидеть без помощи камеры. Люблю сплетать образы или визуальные нарративы из мировой культуры или мифологии. Наверное, мой жанр близок к мистическому реализму или некоей арт-документалистике.

Вдохновение я черпаю отовсюду. Родители рассказывали, что в детстве я могла надолго «залипнуть» у работы Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

2Tavihe9jANZnkMzOXZGeIyKb4xGWw_QoKQ-OLjXUIJW_CZjq_wGhAWnlS96vfbJEB3NpMvxzGb7QJ2EDNpn4CWF.jpg

Максимально широко можно сказать, что моё вдохновение — это мир и человек. В мире есть человек, а в человеке — мир. Только этот факт порождает слишком много идей.

Сейчас с фотографией я немного притормозила. Приходится заниматься разными проектами, и времени на самопродвижение практически нет. Бывает, корю себя за то, что не заявляю свои работы на конкурсы, не отправляю на выставки. Но чаще ругаюсь на то, что не снимаю.

Иногда мои работы покупают. А сейчас, например, несколько моих серий представлено на выставке «Taйгаrt. Мерцание на границе» в Музейном центре «Площадь Мира». Но известным автором я себя не считаю и не могу сказать, что реализовала себя в фотографии. Просто пришла к одному из этапов — не последнему. Понимаю, что мне ещё многому можно учиться.

Про путешествия

 
Много где была. Например, в Монголии. В детстве путешествовала по Европе. Конечно, это произвело на меня определённое впечатление, но теперь понимаю, что если бы поехала в те же страны сейчас, то культурный код считывался бы совсем по-другому.

Я видела Лувр и другие достопримечательности, которые мы чаще всего наблюдаем только на открытках. Тогда я восприняла всё это как-то слишком просто — не ощутила значимости.

Одно время увлекалась походами в горы, но со временем одной природы стало мало. Мне хотелось увидеть больше культурного ландшафта в симбиозе с природным.

Про каждое место можно рассказать много интересного. Но, пожалуй, больше всего меня впечатлила Грузия. Это было одно из последних и самых осознанных путешествий. Туда мне хотелось бы вернуться.

bY9HbLKRjNDbBPHRwQvumfPX8jWp43l6K3BL9nV72_lP6R5MnEH6CkynnXL41hmPiYXo6vZddpe407vOsP_sdqUi.jpg

Во всём мире не так много мест, которые я считаю особенными, но одно из них — и это чудо — совсем рядом. Оно всегда заменяло мне любые путешествия и другие страны — это Красноярск и наши «Столбы».

Недавно «Столбы» стали Национальным парком, но, слава богу, это не повлекло за собой глобальных последствий. Скорее просто узаконило большую посещаемость заповедника.

Многие места в городе сейчас облагораживают, делают локации для людей, и это неплохо. Главное — чтобы благоустройство было грамотным: чтобы люди отдыхали и получали удовольствие, но природа при этом была в целости.

Про «Ядро»

 
«Ядру» три года, и его появление — это сходка звёзд. Всё началось со стихийного арт-маркета «Пушка», когда я попала в красноярскую тусовку художников. Тогда же на «Пушку» пришли представители ТЦ «Квант» с идеей организовать на пустующих площадях торгового центра творческое пространство. Предложение было весьма туманным, но сообществу сильно не хватало «своего» места.

У нас в городе ничего подобного не было, и никто не знал, с какой стороны подойти к этой задумке. Я же лишь однажды видела подобное пространство и представляла себе, как оно может выглядеть. Так появился первый манифест.

На диванчике древнего ТЦ в рассуждениях о будущем было придумано название «Ядро» — потому что из «Пушки».

Благо мы вовремя огляделись и история с «Квантом», работающим до восьми вечера, не продолжилась. От друга-архитектора я узнала о пространстве «Квадрат» — прямо за «Квантом», — где в то время красноярские театры проводили свои экспериментальные постановки.

Именно там новый проект нашел своё «крыло». Несколько долгих встреч, переговоров, версий концепции. После всего этого в идею наконец поверили и дали «Ядру» его «тело» — чуть больше двухсот квадратных метров в центре Красноярска на условиях создания места, где будут «жизнь, люди, искусство». В это было сложно поверить. Многие и не верили до определённого момента.

f8kWUi4bvVPCeyhGK9YHSGu27z9invICVBSvnxHZTW8orz5koWVcJPFBLOcp9cle6dHq6YIGH2cq_fugkiUKsfHa.jpg

Самое важное — это не осталось просто словами. Мы собрали людей, деньги и начали работу.

Про ожидание и реальность

 
Целый год ушёл на ремонт одного помещения, но параллельно в «Ядре» уже закипала жизнь — за стенкой проходили «Наброски», куда все желающие свободно приходили порисовать с натуры.

Со временем люди увидели, что утопические идеи создания арт-пространства не были пустым трёпом. Они постепенно воплощались в жизнь.

Тогда к нам многие присоединились, нас поддержали, нами стали интересоваться. «Ядро», несмотря ни на что, продолжало жить и развиваться. Сначала я хотела, чтобы проект имел коммерческий успех. Предполагалось, что мы должны выйти на полноценную аренду. Но время всё расставило по местам, и сейчас мне ясно, что «Ядро» — в первую очередь социальный проект.

Мы создали успешное творческое комьюнити, и для меня это проект, с которым мы друг для друга сделали всё, что могли. Когда я бралась за него, никакой уверенности в результате не было. Просто начала делать, а потом оглянулась и поняла, что дороги назад нет. Это было сродни миссии. На старте я ничего не знала: как работать с художниками, вести соцсети, делать ремонт.

Я не осознавала и масштабов. Но теперь — когда слышу отзывы людей, встречаю здесь художников — иногда мелькает мысль: «Ну да, наверное, я молодец».

Хотя заслуга это не только моя, но многих людей и многих обстоятельств.

Про работу и планы

 
Год назад на Российской креативной неделе было решено создать в Красноярске творческий кластер. Сразу после этого в крае появилась организация, которая сможет курировать и развивать все направления в искусстве. Это Сибирский институт развития креативных индустрий, где я работаю менеджером по культуре и искусству. Занимаюсь не только художниками — курирую разные направления творческих сообществ.

Моя задача — быть мостом между творческим сообществом и институцией с ресурсами и желанием помогать: чтобы ребята понимали, куда идти.

QGDahzpmQXvYoWAZ_HM28YoPmJVJqEN8fSBZfkOD5VADiYC456STro9YA-K8HS-dsbz7V53vZqrmLNSLRvBZ8aRe.jpg

Этой деятельностью я себя не ограничиваю. В дальнейшем планирую заниматься и другими проектами. Помимо развития в кураторском направлении, у меня есть предпринимательская идея. Что задумала, пока секрет, но могу сказать: это будет выжимка из «Ядра» на твёрдом коммерческом стержне. Теперь я чувствую в себе уверенность для воплощения подобного проекта.

Про себя

 
За несколько лет становления «Ядра» я мощно прокачалась в плане стрессоустойчивости, эффективности, умения концентрировать и формулировать мысли, общаться с людьми. Получила огромное количество новых навыков. Теперь уверена: человек не знает, может он что-то сделать или нет, пока не попробует.

Практически всем вещам, которые умею делать хорошо, я училась «на поле боя». Знания получала в процессе и формировала свой путь.

QpstCvsz5uMevkn-rUsSAkNuRtcRL_7WcwP5nGuK3LkcLoGVmQo_F5VwFj6D6dHb6c7twvaP5EZN5AXBINlgc7df.jpg

Я человек с определённой внутренней силой, но при этом с большой долей мечтательности и романтизма. Они всегда остаются во мне мерцающей тёплой лампочкой. Иногда это отвлекает, и я воспитываю в себе рационализм. Но главная цель для меня — поиск баланса: не уходить в чистое творчество, не уходить в чистую коммерцию. Это не значит быть никаким или нейтральным. Это больше про разнообразие и гармонию.

Точно могу сказать, что я альтруист и умею брать на себя ответственность. Считаю, надо смотреть на мир широко, наполнять свою жизнь маленькими, но важными моментами, любить своё дело, беречь близких.

Все фото:
Предоставлены Элиной Гусаровой

Рекомендации

Анна Рейнхардт: «Керамика — это бескрайний космос»